Чем старше ребёнок, тем больше разговоров и игр на эту тему уместно. Кажется логичным начать издалека: «ЕСЛИ у нас родится ещё малыш, ты сможешь отдать ему эту шапку, тебе она уже мала, а ему будет очень приятно». Через какое-то время «если» нужно будет заменить на «когда»: «КОГДА у нас родится ещё малыш, ты поможешь мне придумать ему имя/выбрать одежду?».
Помимо разговоров о том, что скоро кто-то родится, с ребёнком нужно обсуждать те перемены, которые ждут семью в целом и его в частности. Не достаточно просто разговаривать: будущие перемены нужно проиграть, прорисовать или пролепить. Постепенно включай будущего малыша в картину мира старшего: вот вы печёте оладьи вместе, и этот оладушек – мама, этот – папа, это вот старший братик, а это – новый малыш. В лего, в машинках, в розовых пони – сначала везде играем в семью, а потом в ней прибавляется кто-то ещё. На его появление все члены семьи как-то реагируют. Сначала без подробностей, но после можно потихоньку добавлять и их– кто где будет спать, как они гуляют, кто водит старшего в садик.
И это не радостные «ой, смотри, пони танцуют от счастья, что у них родился малыш». Это жизненные «маленький мотоцикл громко плачет, малыши часто плачут, они же не умеют ещё сказать, что им не нравится. Что делает и чувствует в это время его старший брат?». Конечно, это работает с подросшими детьми, но и малыши часто понимают так много, что поражают родителей.
Здорово, что сейчас есть множество книг, которые могут помочь в объяснении грядущих перемен. У нас пользовались успехом «Тело человека» (серия Моя первая энциклопедия, «Махаон» 2014), где очень прилично описано рождение человека, «Как я появился на свет» Катерины Януш, «Братья и сёстры» Элен Мазлиш.
Кстати, лучше любых книг работают фотографии мамы во время первой беременности. Их можно бесконечно изучать, рассказывая, как вы с папой ждали сына или дочь, как прошли роды, как вы радовались и как жили после.